План мероприятий
Вход в систему
(выступление в рамках методического семинара «Профилактика асоциального поведения и вредных привычек среди несовершеннолетних как решение проблем современной школы», прошедшего 28 марта 2012г. на базе сош №16 г.Балаково)
У ребенка, как у любого другого гражданина России, есть права, и они должны соблюдаться. Вопрос о соблюдении прав детей в последнее время встает очень остро, и очевидно, что существуют разрывы между декларируемым правом и реальным его соблюдением. Взрослые и сильные тети и дяди, родители, учителя и т.д., не уважая ребенка, не дав ему должного воспитания, нарушая права ребенка, требуют от него исполнения обязанностей, чувства ответственности, уважения к старшим, послушания, примерного поведения. Думаю, что ответственность за асоциальное поведение детей во всех его проявлениях лежит на нас – взрослых.В адрес Уполномоченного по правам человека в Саратовской области поступают обращения по вопросам, касающимся защиты прав ребенка и в том числе связанных с соблюдением прав участников образовательного процесса. Уполномоченный по правам человека в Саратовской области значительное внимание уделяет вопросам профилактики асоциальных проявлений в обществе, затрагивающих интересы несовершеннолетних. В ходе работы ей приходилось сталкиваться с фактами насилия, допускаемыми как в семьях, так и в образовательных учреждениях.
В приемную общественного помощника Уполномоченного по правам человека по Балаковскому муниципальному району по вопросу защиты прав несовершеннолетних в 2011 году поступило 4 заявления и было несколько устных обращений.
Так в начале 2011г. в балаковскую приемную общ. пом. УПЧ с заявлением обратилась гр-ка С. - опекун несовершеннолетнего Саши, который обучался в одной из школ искусств г.Балаково. Претензии, изложенные в заявлении, касались недоброжелательной обстановки, которая сложилась вокруг мальчика-сироты и нарушения прав ребенка в виде ущемления развития личности, талантов и способностей.
Вначале с мальчиком недобросовестно занимался преподаватель по классу саксофона, которого потом заменили, затем, по мнению заявительницы, ее опекаемого не допускали к участию в конкурсах, а в планах мальчика - стать профессиональным музыкантом. Таким образом, было нарушено право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и равные возможности для культурной и творческой деятельности.
По заявлению гр-ки С. в школе искусств состоялось заседание педагогического совета. Два преподавателя встали на защиту мальчика. Были и молча сочувствующие. В итоге один преподаватель, проработавшая в данной системе 30 лет, вынуждена была уволиться. Вторую стали прессинговать проверками.
Допускаю, что нездоровая обстановка внутри коллектива школы искусств, которая якобы не подтвердилась, как написали в ответе на имя УПЧ из администрации БМР, может протекать для проверяющих в условиях неочевидности.
К счастью, проблема с обучением музыке для сироты решилась: он поступил в Воронежское суворовское училище.
3 июня 2011г. в приемную общественного помощника Уполномоченного поступило коллективное заявление жителей д.№12 по улице Братьев Захаровых г.Балаково, в котором они просили содействия в решении вопроса о правомерности застройки детской площадки в их дворе. Там, где 24 года находилась детская площадка и выросло несколько поколений детей, 1 июня 2011г., в День защиты детей, территорию огородили досками, вырыли траншею, залили бетоном, т.е. началось строительство офиса. Детям для игры осталась только проезжая часть двора. Таким образом было нарушено их право на благоприятную окружающую среду, достойную жизнь и свободное развитие, гарантированные Конституцией РФ! Согласитесь, при таком отношении к подрастающему поколению можно ли от него со временем ждать активной гражданской позиции, патриотизма и тому подобного? Пока принимаются асоциальные решения в отношении детей и нарушаются их права, мы будем иметь асоциальное их поведение.
Разрешение на строительство было подписано главой администрации МО г.Балаково Мазуниной. Мнения жителей двора никто не спрашивал.
Заявители обращались к депутатам всех уровней, в Общественный совет города Балаково, в прокуратуру г.Балаково, в областную прокуратуру. Из всех инстанций получены ответы о том, что нарушений законодательства не выявлено, стройка производится без нарушений закона.
Активная группа жителей во главе с депутатом округа Красильниковой ищут выход, надеясь уже не на законы, а на здравый смысл и человеческую совесть заинтересованных в строительстве лиц и муниципальной власти и, конечно, на поддержку Уполномоченного.
8 августа 2011г. в приемную общественного помощника УПЧ обратилась гр-ка М., являющаяся опекуном несовершеннолетней внучки, - с жалобой на то, что они с внучкой терпят унижения их человеческого достоинства, подвергаются насилию со стороны соседки гр. П. и с просьбой о содействии в защите права на неприкосновенность личности.
Согласно заявлению гр-ки М., гр-ка П., имея виды на квартиру, где проживала девочка-сирота, оскорбляла ее бабушку-опекуна, а несовершеннолетнюю сироту избила металлическим совком. В возбуждении уголовного дела заявительнице было отказано.
Личная неприкосновенность и право на жилище несовершеннолетней сироты защищены ст. 21 и 40 Конституции РФ. Материалы переданы на рассмотрение УПЧ в Саратов.
Напомню, в международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребёнка от следующих посягательств:
а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство;
б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;
в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;
г) потребления наркотических средств и психотропных веществ;
д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;
е) всех форм дискриминации, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.
Права ребёнка в области образования напрямую реализуются именно в общеобразовательном учреждении. Образовательное учреждение несёт ответственность за:
- жизнь и здоровье обучающихся,
- нарушение их прав и свобод,
- реализацию не в полном объёме образовательных программ.
Следует отметить ответственность не только самого образовательного учреждения, но и непосредственно его педагогических работников.
За нарушение норм профессионального поведения преподаватели и другие работники образовательных учреждений несут административную и уголовную ответственность
В школе ребенок имеет право:
• Получить основной общеобразовательный курс бесплатно, что гарантирует Конституция РФ (статья 43) и закон «Об образовании».
•
Учащийся имеет право на ускоренный курс обучения по тому или иному предмету, и школа должна этому содействовать.
Меры по защите прав ребёнка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания регламентирует Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ». Согласно ему ребёнку гарантируются следующие права и возможности в области образования:
• обучающиеся вправе самостоятельно или через своих представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребёнка. В случае, если ребёнок не согласен с решением администрации, он может обратиться в уполномоченные органы.
• обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений вправе проводить митинги и собрания по вопросам защиты своих прав, но они не должны препятствовать образовательным процессам.
•
в образовательных учреждениях в местах, доступных для детей и родителей, должны вывешиваться тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребёнка. Данное право – это одна из необходимых составляющих механизма самозащиты прав ребёнка.
И, конечно, ребенок имеет право на уважение его человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение своих мнений и убеждений, а также свободу от принудительного труда (ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ «Об образовании» и Конституция РФ).
В образовании важны не только гарантии на само образование, но и соблюдение в рамках образовательного процесса и других прав ребёнка.
Существующая нормативно-правовая база - это система гарантий прав ребенка. Но право – это сфера должного, декларируемого, а оно далеко не всегда совпадает с действительностью. Жизнь подтверждает наличие несоблюдения прав ребенка в школе. Есть примеры нарушения таких прав детей, как право на бесплатное образование (подавляющее большинство родителей платят деньги на различные нужды школы, покупают учебные пособия, несут другие затраты на обучение ребенка), на уважение человеческого достоинства, право на неприкосновенность личной жизни, право на свободное выражение своих мнений и убеждений, право на здоровый образ жизни (всем известно, что школа стала «фабрикой болезней». К моменту её окончания полностью здоровыми остаются не более 10% детей. Одна из форм «школьных» патологий - нервно-психические расстройства, что имеет прямое отношение к асоциальному поведению школьников)
Сами дети, согласно последним исследованиям, считают наиболее уязвимыми правами в школе право на уважение своего человеческого достоинства, право на защиту от грубого и жестокого обращения.
Образовательные права относятся к правам социальным, реализация которых может быть осуществлена в пределах экономических возможностей и культурных условий жизни страны. Зависимость соблюдения прав ребенка в образовании от экономических и социально-культурных условий можно проследить на примере учителей других районов Саратовской области, которые допускают нарушения прав учеников: обзывают их, вмешиваются в их личную жизнь… Здесь, прежде всего, следует говорить о педагогической культуре учителей и не менее важный фактор – перегрузка учителей, вынужденных брать на себя повышенную почасовую нагрузку, чтобы улучшить свое материальное положение. Очевидно, что уставший учитель не всегда может сдержаться и адекватно и корректно отреагировать на действия учеников. И получается, что задекларированное право ребенка на уважение достоинства нарушается из-за сложившихся социально-экономических условий.
Известно, что в подростковом возрасте усиливаются реакции непослушания у подростов, и иногда это принимает крайние формы: дерзость, преднамеренные срывы уроков и т.п. Педагоги не всегда могут справиться с возникающими проблемами и зачастую применяют методы, которые оскорбляют или унижают достоинство ребенка, то есть нарушают его права. Это выставление «двоек» по предмету за плохое поведение, ругань, негативная оценка способностей школьника в присутствии коллектива, удаление с урока, нелестный отзыв о родителях нарушителя и т.п. При всей подростковой жестокости, у подростков - обостренное чувство справедливости. И они видят, чувствуют, понимают, когда учитель срывается, отыгрывается на них, а не пытается понять, выяснить причины случившегося и помочь.
Одно из важнейших личных прав гражданина в обществе – право на развитие способностей и талантов человека. Как реализуется это право в отношении детей? Созданы ли в школах необходимые условия для развития детьми своих талантов и способностей?
Особенности жизни в малом городе - минимум возможностей для самореализации, а также отсутствие финансовых возможностей для развития и реализации своих способностей, недоступность различных культурно-образовательных ресурсов. Наименее доступные ресурсы – концерт известных исполнителей, бассейн, интернет. Это говорит о нарушении прав подрастающего поколения на доступность культурных ценностей.
Уровень культурной жизни, в данном случае его бедность, зависит от материальных возможностей. Получается, что у детей из семей с разным уровнем дохода - разные стартовые возможности в получении образования и культурного развития, что нарушает право ребенка. А учитель, не имеющий возможности удовлетворить свои культурно-образовательные потребности, может дать своим ученикам гораздо меньше, чем тот, у которого они удовлетворены. И это опять же нарушает права ребенка на образование и развитие.
На школу, как известно, возлагается ответственность за безопасность учащихся. Несмотря на гарантии, школьники не всегда чувствуют себя защищенными. В жизни подростков много угроз и страхов: обиды со стороны других учеников и со стороны учителя. Дети не могут быть спокойны за сохранность своих вещей и денег в стенах школы. Поэтому в качестве защиты своих прав школьники порой выбирают агрессивный, асоциальный стиль поведения.
Еще одна причина асоциального поведения школьников имеет истоком семью, в которой подавляют ребенка, унижают его человеческое достоинство, когда ребенок растет на окриках, отвыкает реагировать на спокойную речь, впитывает негативный пример человеческих отношений. В школе такой ребенок вымещает нелюбовь и неуважение к себе со стороны родителей на одноклассниках и учителях.
Зачастую, родители даже не посвящены в школьные дела детей. Этот разрыв между школой и семьей не дает родителям возможности влиять на соблюдение прав их детей в школе.
Обращения к УПЧ и общ. пом. УПЧ показывают, что население плохо осведомлено о правах и законах. Хотя право является основным регулятором отношений в обществе. Нужно знать свои права, чтобы при их нарушении отстаивать и защищать их. А для этого необходимо активное правовое просвещение родителей, учителей и детей:
•
Необходимо активизировать работу по обеспечению более тесного сотрудничества семьи и школы, включению родителей в работу школы, информированию родителей по вопросам соблюдения прав и обязанностей детей в период получения ими образования.
•
Школе необходимо работать над изменением внутренней позиции взрослых: учителей и родителей, прививая им мысли «надо больше уважать детей», «необходимо любить детей», «видеть в них личность» и т.д.
•
Необходимо построение правового пространства школы, создание органов детского самоуправления (Советы, Парламенты), школьных СМИ (радио, газета), которые бы обращали внимание взрослых и учащихся на необходимость проявления терпимости по отношению к окружающим, в ходе осуществления своей деятельности.
•
Что касается асоциального поведения и вредных привычек подростков. На территории БМР торговые точки, реализующие сигареты, пиво и напитки, изготовляемые на его основе, располагаются на расстоянии 50 метров от образовательных учреждений, т.е. в шаговой доступности, что создает несовершеннолетним условия для культивирования вредных привычек. Считаю, что это расстояние необходимо увеличить на столько, чтобы «злачные места» не попадали в поле зрения учащихся.
В одном из Посланий Федеральному Собранию Президент РФ Дмитрий Медведев в качестве задачи номер один назвал то, что дети и подростки России должны полноценно развиваться, расти здоровыми, счастливыми и стать ее достойными гражданами, а заботу о будущих поколениях - самыми надежными, умными и благородными инвестициями. Дело за консолидацией наших сил и реализацией этой важнейшей для общества задачи. Успехов нам!
Зам. председателя
Саратовского регионального
отделения «Союз женщин России»
председатель Балаковского отделения СЖР
Татьяна Зарубина
/font2